На судне по магнитному компасу получают компасные курсы и компасные пеленги. На навигационной карте прокладывают только истинные курсы и истинные пеленги. Поэтому судоводителям необходимо уметь переходить от компасных направлений к истинным и обратно. Переход от истинного курса или пеленга, снятого с карты, к компасному носит название перевода курса или пеленга, а от компасного курса или пеленга, полученного по компасу, к истинным их значениям — исправлением курса или пеленга. Обе задачи могут быть решены как графически, так и аналитически.
При графическом решении в каждом случае строят чертеж и рядом с ним производят расчеты истинного или компасного курса и пеленга. Чертеж дает наглядное представление о том, что нужно сделать, т. е. прибавить или отнять магнитное склонение и девиацию, чтобы получить искомый курс или пеленг.
Перевод истинных курсов в компасные осуществляют следующим образом. Пусть судно находится в точке О (рис. 22). На карте проложен курс судна на маяк D. Проведем через точку О линию NuO, которая представит северную часть истинного меридиана.
Тогда угол NuOD — истинный курс судна. Пусть в данном месте наблюдается остовое магнитное склонение. Угол NuONм есть склонение магнитного компаса, а линия NмO — северная часть магнитного меридиана. Из рисунка видно, что угол между магнитным меридианом и носовой частью диаметральной плоскости судна OD стал меньше на величину склонения по сравнению с истинным курсом. Угол NмOD — магнитный курс судна.
Для перехода к компасному курсу необходимо учесть девиацию магнитного компаса. Для этого компасный меридиан проводят на чертеже так, чтобы его положение относительно магнитного меридиана соответствовало знаку и величине девиации.
Девиацию выбирают из таблицы девиации на компасный курс простым интерполированием. Но при переводе курсов, как видим, компасный курс неизвестен. Однако при хорошо уничтоженной девиации (остаточная девиация не превышает 2—3°) ее значение на магнитных и компасных курсах практически одно и то же. Поэтому, учтя склонение, указанное на карте, и переведя истинный курс в магнитный, выбирают на него девиацию. Имея девиацию, переводят магнитный курс в компасный.
Пусть в нашем примере магнитному курсу соответствует остовая девиация определенной величины. Тогда угол NмONk — девиация, а линия NkO — северная часть компасного меридиана.
Угол NkOD — компасный курс судна.
При переводе истинных курсов и пеленгов в компасные используют также аналитические соотношения:
МК = ИК — d; КК = МК — δ; КП = ИП — АК.
Общая поправка АК определяется на компасный курс, которым следует судно в момент пеленгования.