Содержание
1.Основные определения
2.Требования, предъявляемые к спасательным средствам 3.Индивидуальные спасательные средства
3.1 Спасательные жилеты
3.2 Гидрокостюмы и теплозащитные средства
3.3 Спасательные сети и тралы
4. Коллективные спасательные средства
4.1 Спасательные шлюпки. Назначение, конструкция и техническая характеристика
4.2 Открытые и частично закрытые пластмассовые спасательные шлюпки
4.3 Полностью закрытые спасательные шлюпки
4.4 Огнезащищенные спасательные шлюпки
4.5 Дежурные спасательные шлюпки
4.6 Шлюпки свободного падения
5.Спасательные плоты
6.Спусковые устройства
7.Посадочные устройства
8.Морские эвакуационные системы
9.Посадочные штормтрапы
10.Линеметательное устройство
11.Использование спасательных шлюпок и плотов
12.Спасательная авиация
Чтобы облегчить восприятие правил и требований, содержащихся в данной статье, приведем некоторые общие сведения о судовых спасательных средствах и устройствах. До начала XX века не существовало международного законодательства в отношении обязательного снабжения судов спасательными средствами, гибель людей в море считалась событием ординарным и даже неизбежным. Судовые шлюпки использовались в основном как средства сообщения с берегом.
В начале XX столетия ряд крупных катастроф привел к разработке в некоторых странах и, прежде всего в Великобритании, специальных требований по обеспечению судов спасательными средствами. В последующем они послужили основой для создания международного законодательства по охране жизни людей, работающих на море.
Все морские суда по требованиям SOLAS-74 и Правил Регистра должны быть снабжены спасательными средствами, в состав которых входят:
спасательные шлюпки (вместимость на каждом борту должна обеспечить посадку всего экипажа); спасательные плоты (общее количество для транспортных судов должно позволять разместить 100% экипажа); спасательные средства индивидуального пользования (круги, нагрудники, жилеты, гидротермокостюмы, теплозащитные средства).
Спасательные средства — это устройства, предназначенные для сохранения жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Предъявляемые к спасательным средствам требования и нормы снабжения ими судов регламентируются Международной Конвенцией SOLAS-74 и Кодексом по спасательным средствам (LSA). Помимо требований Конвенции, каждая страна устанавливает национальные правила, которые могут отступать от требований SOLAS-74 и Кодекса LSA, но только в сторону ужесточения.
Объем требований по обеспечению и снабжению спасательными устройствами и средствами зависит от типа, назначения, размерений и района плавания судна.
Конвенция предусматривает следующие основные типы судов: пассажирские, грузовые, нефтеналивные, химовозы, газовозы, специального назначения, рыболовные.
В соответствии с правилами Регистра, суда по снабжению их спасательными средствами разделяются в зависимости от района плавания на указанные ниже категории.
I категория: суда неограниченного района плавания.
II категория: суда ограниченного района плавания, в закрытых морях без ограничений, и в открытых морях — с удалением от порта-убежища до 200 миль, при допустимом расстоянии между портами-убежищами не более 400 миль.
III категория: суда малого ограниченного района плавания — с удалением от порта-убежища на 50 миль, при допустимом расстоянии между портами-убежищами не более 100 миль.
IV категория: суда портового, рейдового и прибрежного района плавания — с установлением определенных границ для каждого конкретного района плавания.
В правилах указывается, что суда, совершающие заграничные рейсы, должны снабжаться спасательными средствами только по нормам судов I категории.
Снабжение судов спасательными средствами подразделяются на следующие основные виды:
индивидуальные — спасательные круги, спасательные жилеты, гидротермокостюмы, индивидуальные теплозащитные средства; коллективные — спасательные и дежурные шлюпки, надувные и жесткие спасательные плоты, спасательные плавучие приборы (капсулы); вспомогательные устройства и системы — штормтрапы, спусковые и посадочные устройства, морские эвакуационные системы, спасательные сети и тралы, линеметательные устройства.
1.Основные определения
Защитный костюм — костюм, предназначенный для использования членами экипажа расписанных по дежурным шлюпкам или морским эвакуационным системам.
Гидрокостюм — защитный костюм, уменьшающий потерю тепла телом человека в холодной воде.
Теплозащитное средство — мешок или костюм из водонепроницаемого материала с низкой теплопроводностью.
Спасательная шлюпка (СШ) или спасательный плот (СП) — шлюпка или плот способные обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.
Дежурная шлюпка (ДШ) — шлюпка, предназначенная для спасения терпящих бедствие людей и сбора спасательных шлюпок и плотов на воде.
Посадочный штормтрап — штормтрап, предусмотренный в местах посадки в спасательные шлюпки и на спасательные плоты с целью безопасного в них доступа после спуска на воду.
Спуск методом свободного всплытия — такой метод спуска спасательной шлюпки или спасательного плота, при котором они автоматически разобщаются с тонущим судном и находятся в готовности к использованию
Спуск методом свободного падения — такой метод спуска спасательной шлюпки, при котором она с комплектом людей и снабжения на борту разобщается с судном и сбрасывается на воду без каких-либо удерживающих её приспособлений.
Надувное средство — средство, плавучесть которого обеспечена нежёсткими, заполняемыми газом камерами и которое обычно хранится надутым к моменту подготовки его к использованию.
Морская эвакуационная система (МЭС) — средство для быстрого перемещения людей с посадочной палубы на спасательные шлюпки и плоты, находящиеся на воде.
2.Требования, предъявляемые к спасательным средствам
Требования к судовым спасательным средствам, касательно их изготовления, установки и оснащения изложены в Международном Кодексе по спасательным средствам (Кодекс ЛСА).
Кодекс принят 4 июня 1996 г. на 66 сессии Комитета по безопасности на море Международной морской организации (КБМ IMO) Резолюцией MSC. 48 (66). Он подготовлен на базе положений части С главы III «Спасательные средства и устройства» Конвенции SOLAS-74 подкомитетом IMO по спасательным средствам, поиску и спасанию. Кодекс является приложением к Конвенции и, вступил в силу с 1 июля 1998 г.
Комплектация судов спасательными средствами производится в соответствии с требованиями конвенции СОЛАС, которая определяет минимальные требования к оборудованию судов спасательными средствами. Национальные требования государства- флага в отношении спасательных средств не могут быть ниже требований Конвенции СОЛАС-74 и Кодекса ЛСА.
В соответствии с Конвенцией SOLAS-74 и Кодексом LSA спасательные средства должны удовлетворять следующим требованиям:
быть изготовленными из соответствующего материала; сохранять работоспособность в диапазоне температур воздуха от -30 до +65°С и быть в рабочем состоянии при температуре морской воды от 1 до +30°С; быть стойкими к гниению, коррозии и не должны подвергаться чрезмерному воздействию морской воды, нефти или грибков; не терять своих качеств при воздействии солнечных лучей; быть окрашенными в оранжевый цвет; иметь полосы из светоотражающего материала; иметь четко нанесенную маркировку, включая информацию об одобрении и название органа, одобрившего средство, а также указания на любые эксплуатационные ограничения; удовлетворительно работать в условиях волнения.
Места сбора и посадки в коллективные спасательные средства, равно как и ведущие к ним коридоры, трапы и выходы, должны иметь достаточное освещение от аварийного источника электроэнергии.
Многие современные суда снабжаются спасательными средствами иностранного производства или отечественными, изготовленными по лицензиям. Это привело к большому разнообразию конструкций спасательных средств и их снабжения, что требует различного подхода к их использованию.
3.Индивидуальные спасательные средства
Спасательные круги.
В зависимости от назначения и длины суда снабжаются спасательными кругами в количестве от 2 до 30 шт. Конкретное число спасательных кругов определяется требованиями Конвенции СОЛАС-74 и Кодекса ЛСА. Количество спасательных кругов зависит от длины судна, на пассажирских судах их может быть от 8 до 30, на грузовых -от 8 до 14 штук.
Спасательные круги должны соответствовать основным требованиям:
иметь наружный диаметр не более 800 мм, внутренний диаметр не менее 400 мм, масса не более 2,5 кг; иметь прочность, выдерживающую сброс с высоты 30 м; поддерживать на плаву в течение 24 часов груз 14,5 кг (приблизительно равный весу двух человек, находящихся в воде); не поддерживать горение или продолжать плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течение 2 с; иметь на каждой стороне не менее четырех полос из светоотражающего материала; иметь плавучий спасательный леер диаметром 9,5 мм и длиной не менее четырех наружных диаметров круга. Спасательный леер должен быть закреплен по периметру круга в четырех равноотстоящих друг от друга местах, образуя четыре одинаковые петли; быть изготовлены из негорючего пенопласта или пеноприта и обшиты тканью из синтетического волокна, быть окрашены в оранжевый цвет с нанесением названия порта приписки судна.
Кроме того, к комплекту судовых спасательных кругов предъявляют дополнительные требования:
один (или более) с каждого борта должен иметь спасательный линь длиной, равной двойному расстоянию от места установки круга до поверхности воды, но не менее 30 м; половина спасательных кругов, но не менее шести, должны быть снабжены самозажигающимися огнями с источником питания, обеспечивающим продолжительность горения не менее 2 ч (рис. 53, а); не менее двух кругов должны иметь автоматически действующие дымовые шашки, дающие дым в течение не менее 15 мин.
Кроме того, они должны продолжать дымообразование при погружении в воду не менее чем на 10 с.(рис.53, б).
Спасательные круги равномерно распределяют по бортам судна в легкодоступных местах, в любой момент они должны быть готовы к применению. Два спасательных круга с самозажигающимися огнями и автоматически действующими дымовыми шашками (рис.54) располагают на крыльях ходового мостика.
Тактика пользования спасательным кругом (рис. 55):
а — доплыть до круга и взяться двумя руками за его поверхность; б — нажимая руками на круг, опрокинуть его через голову, на себя; в — положить руки на поверхность круга, занять удобное положение.
Добравшись до круга, следует не подныривать под него, а только опрокидывать.
Стараться максимально сохранять энергию и тепло — от этого зависит время выживания в воде.
3.1 Спасательные жилеты
Число спасательных жилетов должно быть не менее числа людей, находящихся на судне. Кроме того, на местах несения вахты, а также в местах удаленных от расположения спасательных шлюпок и плотов должны находиться дополнительные спасательные жилеты, так как вахтенный состав по тревоге не может покинуть своего места. На пассажирских судах жилетов должно быть на 5% больше общего числа людей на судне. Кроме того, в спасательное снабжение судна дополнительно входят детские жилеты — 10% числа пассажиров. Детские жилеты имеют меньший размер и надпись «Для детей». Спасательный жилет должен быть снабжен свистком, огнем с источником энергии, рассчитанным на 8 часов непрерывной работы. Независимо от конструкции, спасательные жилеты должны удовлетворять основным требованиям:
обеспечивать всплытие потерпевшего, находящегося в бессознательном состоянии; при этом рот должен находиться на 12 см над водой под углом 20-50°; не травмировать человека при прыжках в воду с высоты 4,5 м; обеспечивать возможность свободно плыть и взобраться на спасательное средство; удобно и быстро надеваться за время не более 1 мин; разворачивать тело в воде за время не более 5 сек; иметь комплект снабжения (огонь поиска, морскую батарейку, свисток, светоотражательные полосы), клеймо проверки и маркировку.
Существует множество типов спасательных жилетов, причем некоторые устаревшие конструкции представляют опасность при пользовании.
Комплектация жесткого спасательного жилета (рис. 56) должна соответствовать требованиям СОЛАС-74. Запас плавучести такого жилета обеспечивается водоизмещающим наполнителем, покрытым влагостойкой тканью оранжевого цвета.
Кроме жестких, применяют надувные спасательные жилеты, имеющие две отдельные камеры, которые при погружении в воду надуваются автоматически от баллончика с газом (например, С02), а в необходимых случаях могут надуваться ртом, для чего предусмотрена гибкая трубка с мундштуком. На рис.56 приведены образцы современных спасательных жилетов.
Тактика пользования спасательным жилетом и его действие:
взять жилет со штатного места; проверить полную комплектацию; определить сторону надевания по расположению светоотражающих полос и огня поиска; надеть жилет через голову на шею.
Действие надувного спасательного жилета для человека, потерявшего сознание. В течение 5 с (рис. 58) после погружения в воду, человек всплывает (вид а), разворачивается (б), занимает безопасное положение (в).
Спасательные жилеты распределены между всеми лицами на судне, а дополнительные хранятся в местах несения вахт: в машинном помещении, на мостике, в радиорубке.
При осмотре жилета перед надеванием обязательно проверить: наличие лампочки, провода к батарейке, штерта и пробок, закрывающих отверстия в батарейке, наличие сигнального свистка и его крепление, состояние ремней и пряжек.
При прыжках в воду необходимо:
осмотреть место предстоящего приводнения; крепко прижать жилет к груди руками, отжимая вниз; сделать глубокий вдох; прыгнуть ногами вперед, держа их вместе или скрестив, слегка согнув; закрыть глаза, голову держать прямо.
3.2 Гидрокостюмы и теплозащитные средства
Основным недостатком спасательных жилетов является полное отсутствие теплозащиты, поэтому время выживания терпящих бедствие, одетых в спасательные жилеты полностью зависит от температуры морской воды и в зимнее время измеряется минутами. В последние годы на судах в качестве спасательного снабжения стали применять гидротермокостюмы и теплозащитные средства.
В соответствии с требованиями гидротермокостюмы предусматривают только для каждого человека, расписанного на дежурную шлюпку или морскую эвакуационную систему, но в данное время наблюдается тенденция снабжения гидротермокостюмами всего экипажа судна.
На судах применяют костюмы различных конструкций, которые должны соответствовать следующим основным требованиям:
возможность самостоятельно надеть костюм за время не более 2 мин; полная комплектация необходимым снабжением — светоотражательные полосы, спасательный линь, огонь поиска, сигнальный свисток, спасательный пояс с карабином; прочность, выдерживающая прыжки с высоты 4,5 м; свобода перемещения, позволяющая подняться по вертикальному трапу на высоту до 5 м и выполнять работы по спуску спасательных средств; теплозащита, обеспечивающая выживание человека при низких температурах.
В маркировке костюма указывается гарантированное время теплозащиты: костюмы ГТК-6 — при температуре воды 0-2° С за 6 ч температура тела не должна падать более чем на 2° С; ГТК-1 — при температуре воды 5° С за 1 ч температура тела не должна падать более чем на 2° С.
Гидрокостюм (рис. 59) закрывает водонепроницаемо все тело человека, кроме лица. Некоторые костюмы снабжены прозрачными капюшонами, предохраняющими лицо от попадания брызг. Костюмы изготавливают различных размеров по росту и объему груди.
По плавучести различают костюмы: изолирующий — не обладает плавучестью и требует надевания поверх гидрокостюма спасательного жилета; поддерживающий и изолирующий -совмещающий функции гидрокостюма и спасательного жилета.
Тактика пользования гидротермокостюмом:
а — достать костюм, осмотреть его, проверить комплектацию снабжения; б — надеть штанины и застегнуть хлястики на ногах; в — продеть руки в рукава и надеть перчатки; г — надеть капюшон, выжать воздух из штанин и застегнуть герметичную молнию; д — застегнуть спасательный пояс и обтюратор; е — перед прыжком в воду закрыть лицо перчатками.
Индивидуальные теплозащитные средства изготовляют из водонепроницаемого материала с низкой теплопроводностью в виде костюмов или мешков. Теплозащитное средство закрывает все тело, за исключением лица, и служит для восстановления температуры тела человека, побывавшего в холодной воде. В снабжение каждой спасательной шлюпки и плота должны входить теплозащитные средства в количестве 10 % вместимости людей, но не менее двух.
Гидротермокостюмы и индивидуальные защитные средства предназначены для предупреждения переохлаждения (гипотермии) людей работающих в холодной воде и спасаемых.
Полное обеспечение экипажа гидротермокостюмами значительно повышает шансы на спасение при гибели судна.
А теперь рассмотрим гидротермокостюм нового поколения «Е-38-001» широко применяющийся службами береговой охраны Канады и США (рис.62). Эти костюмы фирмы «Нарвал» изготовляют одного размера, так как специальными застежками пряжками и манжетами его можно подогнать под человека с любой фигурой и комплектностью. В их конструкции предусмотрены манжеты на запястьях и на шее, обеспечивающие полную водонепроницаемость. Независимо от телосложения человека, носящего костюм, он будет плотно прилегать к телу, не соскальзывая при падении в воду с большой высоты. Сапоги снабжены специальными креплениями.
Уникальная конструкция шейной манжеты гарантирует полную герметичность всего костюма. Дополнительная теплоизоляция и плавучесть обеспечиваются легким надуванием костюма при помощи клапана и шланга диаметром 2,5 см, хранящихся в кармане костюма.
Благодаря съемной конструкции перчаток обеспечивается полная свобода движений рук, что важно в аварийных ситуациях.
Неопреновые сапоги с ребристой подошвой, приваренные непосредственно к костюму, в сочетании с прямым покроем нижней части костюма, устраняют накопление воздуха, отпадает необходимость в клапанах для его выпуска. Это способствует сохранению горизонтального положения в воде.
Капюшон пришит к костюму, однако он легко откидывается назад.
Спасательная лента с большим кольцом для захвата с вертолета или с борта спасательного судна постоянно прикреплена к костюму, что повышает ее надежность. К этой ленте прикреплен линь для возможного контакта с другими спасаемыми. На шести участках костюма пришита люминесцентная лента, облегчающая поиски потерпевших в ночных условиях.
Плавучая подушка, расположенная под затылком, удобна в положении на спине, создает выгодный угол обзора горизонта, а также дополнительный запас плавучести, не зависящий от надувного устройства. Это особенно важно в тех условиях, когда использовать надувное устройство по каким-либо причинам невозможно.
Горизонтальная застежка-молния особой конструкции обеспечивает одновременно водо- и воздухонепроницаемость. Даже без использования надувного устройства костюм «Е-38-001» обеспечивает плавучесть на 42 % большую, чем существующие спасательные жилеты.
Костюм в сложенном состоянии помещается в специальную сумку, снабженную ручками и выполненную из негорючей ткани. Эта сумка может послужить и для защиты от огня.
Спасательные костюмы этой серии изготовляют с использованием поролона (толщиной 0,5 см), выпускаемого на основе высококачественного неопренового каучука, обладающего высокой устойчивостью к действию масел и углеводородов.
Водонепроницаемость швов обеспечивается четырехкратной проклейкой. Затем они обшиваются особо прочной негниющей нейлоновой ниткой. Герметичность швов каждого костюма проверяется под давлением.
Согласно стандартам Канадской береговой охраны, при использовании спасательного костюма температура тела человека не должна понижаться более чем на 2° после шестичасового пребывания в воде с температурой 1°С. Во время испытаний костюмов «Е-38-001» температура тела испытателя падала всего на 0,4°С после десяти часов пребывания в воде при температуре 1°С.
Другим видом продукции фирмы «Нарвал» является термическая восстановительная капсула (ТВК), разработанная для предупреждения и лечения гипотермии в условиях холодной или влажной среды. Капсула предназначена для альпинистов, вооруженных сил, служб неотложной помощи. Она обеспечивает спасение подвергшихся переохлаждению людей в арктических районах (на суше и на море), удаленных от медицинских стационаров.
В результате процесса обмена веществ человеческое тело выделяет тепло, даже если это больной гипотермией. Это тепло может быть сохранено и затем возвращено пострадавшему. Такой процесс называется пассивным прогреванием. Этот принцип и был положен в основу конструкции ТВК. Пассивное прогревание эффективно почти всегда. ТВК оказывается весьма полезной и в качестве транспортного средства для потерпевшего бедствие.
После того как пострадавший извлечен из воды, он должен быть немедленно помещен в ТВК в одежде. Благодаря ткани «Декупад», из которой сделана капсула, влага из одежды пострадавшего в результате капиллярного процесса быстро удаляется. Ткань имеет глубокий ворс, поэтому изоляционные качества капсулы от этого количества воды уменьшатся крайне незначительно. Термические качества ТВК отличаются от тех же качеств спальных мешков при одинаковой толщине ткани.
Ворс ткани «Декупад» обладает уникальным качеством — лежащее человеческое тело не приминает его. Не требуется никакой дополнительной тепловой изоляции для сокращения тепловых потерь, даже если ТВК с помещенным в нее человеком находится на земле или на стальной палубе судна.
Она обладает антиаллергическими, антитоксическими и другими подобными свойствами, не горит, легко поддается машинной стирке, стерилизации в автоклаве. При этом она сохраняет цвет, грязеотталкивающие свойства, обеспечивает дренаж, свободно пропускает воздух и в то же время обладает бактерицидными свойствами, поэтому может использоваться и тогда, когда у больного открытые раны.
ТВК оборудована шестью ленточными стропами, что облегчает ее переноску, передачу с борта судна на борт другого судна или вертолет. Внешнее покрытие ТВК выполнено из водоизоляционной ярко-оранжевой ткани. Каждый комплект ТВК герметически запечатан в пластиковый пакет.
ТВК может быть использована и при водолазных работах. В аварийной ситуации, когда водолазный колокол отрывается от поддерживающих его тросов, водолазы могут разместиться в ТВК и ожидать помощи, поддерживая тепловой баланс своего тела.
Мощные и прочные молнии позволяют открывать и закрывать ТВК как снаружи, так и изнутри. Кроме того, врач может открыть капсулу в любом необходимом месте человеческого тела. В этот момент все другие участки остаются закрытыми. Лицо человека остается открытым. Это позволяет делать ему искусственное дыхание «рот в рот» и, кроме того (если пострадавший находится в коматозном состоянии), избежать приступа клаустрафобии. Ленточные стропы расположены так, чтобы поддерживать при переноске голову, плечи, поясницу, таз, ноги пострадавшего. ТВК с пострадавшим могут легко переносить 4 чел. Внутри ТВК расположены ремни безопасности, фиксирующие тело пострадавшего при транспортировке. На внешнем водоизоляционном покрытии расположен карман, в котором находятся карта для врачебных записей и термометр. ТВК в упакованном состоянии помещается в сумку из водоотталкивающей ткани ярко-оранжевого цвета. Размеры упаковки 76,2x30,5см, а масса — около 4 кг.
3.3 Спасательные сети и тралы
При помощи традиционных спасательных средств довольно сложно оказать помощь человеку, терпящему бедствие в море. Требуются маневры судна и спуск на воду спасательной шлюпки, на что затрачивается немало времени. Операции по тревоге «Человек за бортом» особенно усложняются в штормовых условиях и при низких температурах морской воды, когда время выживания человека в море крайне ограничено.
На некоторых судах, особенно рыболовных, применяют спасательные сети. Простое и доступное устройство для подъема людей из-за борта предложил исландский капитан Маркус (рис. 63). Человеку, обнаруженному за бортом, выбрасывается спасательный линь 4 с кольцом 5, используя которые, он добирается до сети 2 с поплавками 3, и два человека за шкоты 1 поднимают сеть с пострадавшим на борт судна. В подкомитете IMO по Безопасности мореплавания рассматривается вопрос о включении спасательных сетей в комплект обязательного спасательного снабжения судов.
Отечественными морскими организациями разработана более совершенная конструкция спасательной сети, которая выбрасывается терпящему бедствие как вручную, так и с помощью линеметательного устройства, что позволяет забросить сеть на большое расстояние. Сеть снабжена самозажигающимся огнем поиска, что позволяет пострадавшему найти ее даже в темное время суток.
Применение спасательных сетей и усовершенствование их конструкции повышают эффективность операций по подъему людей из-за борта.
При оказании помощи человеку, находящемуся в воде, необходимо помнить, что времени, затрачиваемого на маневрирование судна, подготовку и спуск плавсредств, может не хватить для спасения утопающего. В некоторых случаях штормовые условия и аварийное состояние судна создают условия, когда спасение терпящего бедствие человека вообще невозможно.
На специализированных спасательных судах для спасения людей, находящихся в воде, кроме коллективных спасательных средств, используются: бортовые спасательные сети (рис. 64), спасательные сети с поплавками и плотами (рис. 65), носовые спасательные сети; спасательные тралы (рис. 66).
4. Коллективные спасательные средства
Спасательные шлюпки. Назначение, конструкция и техническая характеристика
Спасательные шлюпки — это основное активное спасательное средство коллективного пользования. Они предназначены для спасения экипажа и пассажиров при гибели судна.
Количество спасательных средств на судне определяется районом плавания, типом судна и численностью людей на нём. Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками, обеспечивающими посадку всего экипажа с каждого борта судна (из расчёта 100% + 100% = 200%), а на пассажирских обеспечивается вместимость 50% экипажа и пассажиров с каждого борта (50 +50% = 100%). Требования по оснащению судов спасательными средствами представлены в таблице 25.
Спасательным шлюпкам правого борта присваиваются нечётные номера,, шлюпкам левого борта — чётные. Нумерация ведётся от носа судна к корме. Аналогичная нумерация присваивается жёстким спасательным плотам и спасательным приборам.
По конструкции и способу защиты людей от воздействия холода, зноя, дождя, снега и брызг спасательные шлюпки разделяются на открытые (ОСШ), частично закрытые (ЧЗСШ), и полностью закрытые (ПЗСШ). Спасательные шлюпки открытого и частично закрытого типа должны иметь надежные складывающиеся закрытые тенты, легко устанавливаемые 2 человеками за время не более 2 мин.
По типу движителя спасательные шлюпки разделяются на весельные и винтовые. Для вращения винта применяется мотор или ручной механический привод. Однако второй не обеспечивает шлюпке осуществления всех функций активного спасательного средства. Развиваемая при его использовании скорость достаточна только для того, чтобы отойти от гибнущего судна и удерживаться носом на волнении.
Современные суда оснащаются только закрытыми спасательными шлюпками, как правило, с двигателем. По виду спуска на воду наиболее распространенными в настоящее время являются шлюпки, спускаемые на талях с использованием гравитационных самовываливающихся шлюпбалок, и шлюпки, спускаемые методом свободного падения.
Спасательная шлюпка является непотопляемой, т.к. кроме запаса плавучести, образуемого корпусом и надводным бортом, имеет внутренний запас плавучести. Он обеспечивает поддержание шлюпки на плаву в перевернутом состоянии или когда она полностью залита водой и открыта морским волнам.
Внутренний запас плавучести осуществляется установкой внутренних воздушных ящиков под сидениями, вдоль бортов или за счет утолщения бортов пластмассовых спасательных шлюпок так называемой трехслойной конструкции. В настоящее время спасательные шлюпки изготавливаются из легких алюминиевых сплавов и пластмасс. На старых судах еще могут быть стальные и даже деревянные шлюпки. В эксплуатации пластмассовые шлюпки лучше. Они монолитны и поэтому не водотечны, имеют хороший внешний вид, не гниют, их не надо красить, так как краситель вводится в смолу непосредственно при постройке шлюпки. Ремонт шлюпки прост и может быть выполнен на судне. Чаще всего в настоящее время для изготовления шлюпок используется стеклопластик, состоящий из стекловолокна, пропитанного полиэфирной смолой.
Легкие алюминиевые сплавы и пластмассы имеют, по сравнению с другими материалами, более высокую относительную прочность, чем и объясняется их широкое применение.
Открытые спасательные шлюпки сохраняют положительную остойчивость в полностью затопленном положении, когда уровень воды достигает планшира.
Существенным недостатком открытых спасательных шлюпок является их заливаемость и плохая защита их обитателей от экстремальных температур и атмосферных осадков. При качке и ветре сложно установить защитный тент.
Частично закрытая спасательная шлюпка применяются в основном на пассажирских судах. Они имеют частичное закрытие в носовой и кормовой частях шлюпки ( из расчета по 20% длины шлюпки с носа и кормы), а средняя часть шлюпки закрывается съёмным тентом. Тент оборудуется жёсткими секциями или опорами для его установки и должен устанавливаться силами двух членов экипажа за время не более двух минут. Он должен иметь приспособление для сбора дождевой воды. Конструкция тента позволяет оперативно покинуть шлюпку в случае её опрокидывания.
Полностью закрытая спасательная шлюпка применяются как на грузовых, так и на пассажирских судах. В зависимости от назначения судна, могут использоваться ПЗСШ обычного исполнения, с автономной системой воздухоснабжения и огнезащитные. У спасательной шлюпки, оборудованных автономной системой воздухоснабжения, время работы системы составляет не менее 10 мин. При этом давление внутри шлюпки не должно падать ниже атмосферного или превышать его более чем на 2 мбар.
Огнезащитная спасательной шлюпки обеспечивает защиту находящихся в ней людей в течение не менее 8 минут.
Установка спасательной шлюпки. Спасательные шлюпки размещаются как можно ближе к жилым и служебным помещениям. Они должны быть постоянно готовы к спуску и иметь полный комплект снабжения. Вблизи мест установки спасательной шлюпки оборудуются места сбора и посадки в неё людей.
СШ устанавливаются как можно ближе к воде, но не ближе 2 м к поверхности воды при предельных углах дифферента и крене до 20° на любой борт или до угла крена, при котором кромка открытой палубы погружается в воду.
Технические характеристики спасательной шлюпки. Вместимость спасательных шлюпок морских судов не должна превышать 150 человек. При этом спасательная шлюпка должна безопасно спускаться на воду, нагруженная полным комплектом людей и снабжения, при крене судна до 20°, дифференте до 10° и скорости судна на тихой воде до 5 узлов. Прочность корпуса шлюпки должна позволять выдерживать удар о борт судна со скоростью 3,5 м/с и сбрасывание с высоты 3 м.
Скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 узлов. При буксировке спасательного плота вместимостью 25 человек спасательная шлюпка должна развивать скорость не менее 2 узл.
Спасательная шлюпка должна находиться на плаву, когда она залита водой, сообщающейся с морем, и иметь дополнительную силу плавучести 280 Н на каждого человека.
Остойчивость спасательной шлюпки должна обеспечивать высоту надводного борта не менее 1,5 % длины корпуса (но не менее 100 мм) при нахождении 50 % людей на одном борту шлюпки. Полностью закрытая спасательная шлюпка в случае опрокидывания автоматически должна занимать положение, позволяющее людям покинуть шлюпку через выход, расположенный выше уровня воды.
В соответствии с требованиями конвенции СОЛАС-74, в качестве двигателя спасательной шлюпки должен использоваться ДВС с воспламенением от сжатия, при этом топливо должно иметь температуру вспышки не более 43° С. Запуск двигателя осуществляется посредством либо ручного пускового устройства, либо от независимых источников энергии (аккумуляторов или баллонов со сжатым воздухом). При температуре окружающей среды -15° С время запуска двигателя должно составлять не более 2 минут. ДВС после пуска из холодного состояния может работать при нахождении шлюпки вне воды до 5 минут. Кроме того, двигатель должен работать при затоплении шлюпки по ось коленчатого вала.
Запас топлива для ДВС спасательной шлюпки обеспечивает её движение в течение 24 часов, со скоростью 6 узлов.
Необходимо также отметить, что ориентировочный расчет мощности двигателя спасательной шлюпки можно определить по формуле:
N = 0,12L2 кВт, где: L — длина шлюпки по грузовую ватерлинию, м.
Требования, предъявляемые к конструкции спасательной шлюпки. Все спасательные шлюпки должны иметь жесткий корпус и сохранять положительную остойчивость в прямом положении на тихой воде, когда они нагружены полным комплектом людей и снабжением и имеют пробоину в любом одном месте ниже ватерлинии, предполагая, что при этом не произошло потери плавучего материала и отсутствуют другие повреждения. Корпус спасательных шлюпок и жёсткие закрытия должны быть огнестойк